Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Северодвинска Архангельской области

Внеклассное мероприятие по математике «Математический аукцион» для 8 классов

Баева Светлана Владимировна,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 5» г.Северодвинска

первой квалификационной категории

Внеклассное мероприятие по математике «Математический аукцион» для 8 классов

Содержание

Перед началом игры составляются команды учащихся.

Вступление.

Вы - банки. Ваша задача: решая вопросы и задания из различных разделов, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры (из числа болельщиков каждого класса), которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.

Правила игры

1.Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать
окончательное решение по данному вопросу.

  1. 2.Стартовый капитал каждого банка - 1000 р.
  2. 3.Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 р.
  3. 4.Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
  4. 5.Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:

а.       50% стоимости задания, если другой банк так же не сможет ответить
верно;

б.      на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ,
а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему
капиталу, равную 100% стоимости задания.

  1. 6.Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности.

Стоимость задания, р.

50

100

150

200

Время

30 с

1

мин

1 мин 30 с

2 мин

  1. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 р.

На протяжении всей игры используется презентация, составленная с использованием гиперссылок. С их помощью учитель может быстро перемещаться со слайда с основной таблицей, где указана стоимость вопросов и заданий, на слайд с вопросом. Учащиеся выбирают стоимость вопроса, учитель нажимает на соответствующую гиперссылку, появляется слайд с вопросом, затем при нажатии на клавишу мыши появляется ответ, а при нажатии на слово «Вернуться» происходит возвращение на слайд с основной таблицей.

Вопросы игры

«Математический аукцион»

Исторический раздел

Стоимость

Вопрос, задание

Ответ

  1. 1. 

50

В старину в России для взвешивания мелких, но дорогих товаров применяли меру примерно в 4 грамма. Как называли эту меру?

Золотник

  1. 2. 

50

Что означает в переводе с латинского слово «лен»?

Линия

  1. 3. 

50

Что означает в переводе с греческого «Натянутая тетива»?

Гипотенуза

  1. 4. 

150

Для измерения больших расстояний на Руси использовали «поприще», которое позже начали называть другим словом. Каким?

Верста

  1. 5. 

150

Кто автор учебника «Арифметика сиречь наука числительная» по нему учился М. В. Ломоносов, назвавший этот учебник «вратами учености»?

Магницкий Л.Ф.

  1. 6. 

150

Индийцы называли его «Сунья», арабы называли его «Сифр». Как называют его сейчас?

Нуль

  1. 7. 

200

«Сквалыжником» называли человека готового спорить, ссориться из-за мелких расчетов, что означает слово «скалва»?

Чашечные весы в Новгороде

Раздел «Знаменитые имена»

Стоимость

Вопрос, задание

Ответ

  1. 1. 

50

Древнегреческий математик, автор первого трактата по геометрии «Начала»

Евклид

  1. 2. 

50

Древнегреческий математик, механик, военный инженер

Архимед

  1. 3. 

100

Кого называют Коперником геометрии?

Лобачевский Н.И.

  1. 4. 

100

Кому принадлежит высказывание «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»?

Пушкин А.С.

  1. 5. 

150

Кому принадлежит высказывание «Химия – правая рука физики, математика – ее глаз»?

Ломоносов М.В.

  1. 6. 

150

Этот гениальный русский физик руководил Главной палатой мер и весов. Назовите его имя

Менделеев Д.И.

  1. 7. 

200

  Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета?

Грибоедов А.С.

Раздел «Ассорти»

Стоимость

Вопрос, задание

Ответ

  1. 1. 

50

Переложите одну спичку так, чтобы получилось женское имя

Толя – Юля

  1. 2. 

50

Смешано три сорта муки: 15 фунтов по 8 копеек, 20 фунтов по 7 копеек и 25 фунтов по 4 копейки за фунт. Что стоит фунт смеси? (из «Арифметики» А.П.Киселева)

6 копеек

  1. 3. 

100

Сколько треугольников на рисунке?    

8 треугольников

  1. 4. 

100

Переложите спичку так, чтобы равенство было верным.

VII+III=V

VII+III=V

VII+III=X

VII-III=IV

  1. 5. 

150

Сколько квадратов на рисунке?

30 квадратов

  1. 6. 

150

Буквы разбиты на группы. По какому принципу?
1. АДЛМПТФШ
2. ВЕЗКСЭЮ
3. ЖИНОХ
4. БГРУЦЧЬЪЫЯЁЙЩ

1- вертикальная ось симметрии, 2 -горизонтальная ось симметрии, 3 – имеют центр симметрии, 4 – не симметричные буквы.

  1. 7. 

150

Вычислите    

1/26

Раздел «Экономика»

Стоимость

Вопрос, задание

Ответ

  1. 1. 

50

Лиса купила у пчел 100 кг меда за 2000 рублей, а на рынке продала его по 25 рублей за кг. Какой доход получила лиса?

500 рублей

  1. 2. 

100

Шоколадка стоит 10 рублей и еще треть шоколадки. Сколько стоит шоколадка?

15 рублей

  1. 3. 

150

Двое решают, как им дешевле доехать из города А в город Б – на поезде или автомобиле. Билет на поезд стоит 540 рублей. Автомобиль расходует 6 л бензина на 100 км пути. Расстояние по шоссе 700 км. Цена бензина за литр 18 рублей. Сколько рублей будет стоить наиболее выгодная поездка?

786 рублей

  1. 4. 

150

Больному прописан курс лекарства: 3 раза в день по 1 таблетке в течение трех недель. В одной упаковке 10 таблеток. Цена 1 упаковки 66 рублей. Сколько рублей надо заплатить в аптеке за лекарство?

462 рубля

  1. 5. 

200

Товар сначала подорожал на 10 %, а затем подешевел на 10 %. Как изменилась первоначальная цена и на сколько?

уменьшилась на 1 %

  1. 6. 

200

На ежедневный прокорм 6 лошадей и 40 коров требуется 472 кг сена, а для 12 лошадей и 37 коров – 514 кг сена. Сколько сена съедает за день 1 корова и сколько 1 лошадь?

10 кг и 12 кг

  1. 7. 

200

4 пуговицы и 3 булавки стоят 26 рублей, а 2 булавки и 2 пуговицы – 14 рублей. Сколько надо заплатить за 8 пуговиц и 7 булавок?

54 рубля

Раздел «Физика»

Стоимость

Вопрос, задание

Ответ

  1. 1. 

100

Мотоциклист из деревни в город ехал со скоростью 30 км в ч, а возвращался со скоростью 20 км/ч. Найти среднюю скорость мотоциклиста?

24 км/ч

  1. 2. 

100

В 1 литре морской воды содержится 0,00001 мг золота. Сколько золота содержится в 1 куб.км морской воды?

10 кг

  1. 3. 

150

Может ли обычный человек поднять 3 000 000 куб.см пробки, если ее плотность 127 кг/куб.м? Найдите массу пробки.

не может, m = 381 кг

  1. 4. 

150

Литровая бутылка с растительным маслом весит 950 г. Когда из нее вылили половину масла, она стала весить 550 г. Сколько весит масло и сколько пустая бутылка?

800 г и 150 г

  1. 5. 

200

Поезд длиной 18 м проезжает мимо столба за 9 сек. За какое время он проедет мост длиной 36 м?

27 с

  1. 6. 

200

Из пункта А в пункт Б, между которыми 60 км одновременно выехали навстречу друг другу два велосипедиста с одинаковой скоростью 15 км/ч. С первым из них вылетела оса со скоростью 20 км/ч, обогнав первого, она долетела до второго, повернула долетела до первого и т.д. Оса летала до тех пор, пока велосипедисты не встретились. Сколько километров пролетела оса?

40 км

  1. 7. 

200

По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 м. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?

через 6 дней

Список литературы

  1. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе: математика
    - Волгоград: Издательство       «Учитель», 2001
  2. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике.
    -М.: Учпедгиз, 1956.
  3. Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике
    - М.: Просвещение, 1965