Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» г. Северодвинска Архангельской области

Особенности проектной и исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся

Особенности проектной и исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся

Мелкова Анна Владимировна,

учитель информатики МБОУ «СОШ № 5»

г.Северодвинска, Архангельской области

Люди учатся, когда они учат.
Сенека

Многому я научился у своих наставников,

еще больше - у своих товарищей,
но более всего - у своих учеников.
Талмуд

Согласно новым требованиям общественной жизни на современном этапе развития школы активно вводятся методы и технологии на основе проектной и исследовательской деятельности.

В нашей школе на протяжении нескольких лет существовали предпосылки к созданию НОУ: исследования учителей и учащихся по разным направлениям, участие в конкурсах исследовательских работ на разных уровнях.

Началом официальной работы нашего НОУ можно считать 1998 год, когда появилась необходимость в организованной деятельности, возможности координации и оказания помощи в исследовании.

Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации. В своей работе НОУ реализует принципы естественности, осознанности, самодеятельности, наглядности, культуросообразности.

С течением времени в НОУ сформировались следующие направления деятельности: исследовательская и проектная деятельность.

Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения. Основными отличительными признаками исследовательской деятельности является наличие таких элементов, практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы. Исследовательская работа учащихся близка подлинному научному исследованию, так как учащиеся делают для себя открытия, получая новые знания

Проектная деятельность представлена в нашей школе учебными проектами и социальным проектированием, которое тоже проводится в рамках НОУ.

Типология учебных проектов

Исследовательский проект

Деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, таких как:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования;
  2. Формулирование гипотезы;
  3. Планирование и разработка исследовательских действий;
  4. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  5. Сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  6. Подготовка и написание (оформление) сообщения;
  7. Выступление с подготовленным сообщением;
  8. Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  9. Построение выводов, заключений.

Творческий проект

Предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, драматическая постановка, праздник, статья, альманах, альбом и пр.

Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект

Направлении на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта выглядит приблизительно так:

?      Цель проекта, его актуальность;

?      Источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, проведение «мозгового штурма» и проч.);

?      Методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

?      Результаты (статья, реферат, доклад, видео и проч.);

?      Презентация проекта (публикация, в том числе и в Интернет, обсуждение на конференции и т.п.)

Практико-ориентированный (прикладной) проект

Характеризуется четко обозначенной с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие и т.п. Прикладной проект требует: тщательно продуманной структуры; определения функций каждого участника; оформления результатов проектной деятельности; «конечного продукта»; презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику; внешней оценки проекта (рецензирования).

Социальное проектирование

Социальное проектирование - самостоятельная деятельность подростка, направленная на практическое решение определенной проблемы.

Задачи

  • Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках гуманитарного и естественного циклов;
  • Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • Развитие навыков аналитического и критического мышления;
  • Развитие коммуникативных способностей;
  • Приобретение опыта работы в группе;
  • Привлечение внимания молодежи к актуальным проблемам местного сообщества;
  • Формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем регионе;
  • Формирование у учащихся гражданской позиции и умения взаимодействовать с органами власти и управления в целях решения актуальных социальных проблем.

Особенности социального проектирования

  • Социально значимая, т.е. имеющая социальный эффект деятельность;
  • Деятельность, результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение, и принципиально качественно нового в его личном опыте;
  • Деятельность, задуманная, продуманная и осуществляемая подростком;
  • Деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, взрослой культурой, социумом;
  • Деятельность, через которую формируются социальные навыки подростка.
  • Комплексная разноплановая деятельность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.)
  • Проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности учащегося.

Список литературы

  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чураков О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса/ Под.ред.проф.Е.Я.Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
  2. Исследовательская деятельность учащихся. / Сост.Николаева Н.Ю. – Северодвинск: Изд-во ДЮЦ, 2004.
  3. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников. Сборник материалов. – Архангельск, Изд-во АОИППКРО, 2006.
  4. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  5. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: учебное пособие. – 3-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.