Практика реализации ФГОС на примере преподавания истории в 5 Б классе (технология групповой работы на уроке истории)
Учитель истории и обществознания МБОУ "СОШ № 5"
Борисова Эльвира Васильевна
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их индивидуальные творческие способности. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Уроки самостоятельного действия дают возможность в полной мере применить такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативных навыков, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.
Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.
На уроках истории и обществознания в 5 «Б» классе учащиеся самостоятельно готовят презентации, викторины, проводят игры, в полной мере применяя свои умения изучать, систематизировать информацию из различных источников, а также проявляют свои организаторские способности.
Хочется отметить, что учащиеся с большим энтузиазмом берутся за подготовку и проведение таких уроков. Каждый раз ребята стараются придумать что-то новое, внести свою «изюминку» в ход урока, а также обязательно учитывают ошибки прошлых занятий.
При проведении таких уроков вначале ведущие объявляют тему игры и предлагают одноклассникам самостоятельно разделиться на группы. Ребята 5»Б» класса уже научились справляться с этой непростой задачей. Затем определяются с выбором лидера группы или капитана команды.
Ведущие объявляют правила работы в группах. Основные положения этих правил:
1. Каждый ученик принимает активное участие в работе группы.
2. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.
3. Каждый ученик уважает мнение оппонента.
4. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.
Такие нестандартные уроки проходят в атмосфере творческого поиска, оживленно и увлекательно. Ученики с готовностью включаются в игровую деятельность, активно участвуют в поиске правильного решения.
На последнем, заключительном этапе групповой работы выявляется и оценивается роль каждого ученика. У каждой группы на столах лежат "Листы учета работы ученика на уроке", ребята самостоятельно заполняют их, обсуждая с капитаном команды оценки каждого члена группы, в спорных случаях обращаются к учителю. Учитель либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию. Таким образом, роль учителя существенно меняется, он становится координатором, консультантом.
Самыми активными и творческими в 5 Б классе являются Хома Яна, Никифорова Кристина, Репищная Валерия, Мелкова Катя, Савельева Ира, Журавлева Клава, Малыгина Мирослава, Алексашина Настя – они с готовностью берутся за самые смелые проекты. Ими подготовлены и проведены: викторины «Древний Восток», «Древняя Греция», игра «Боги Олимпа» и другие творческие конкурсные задания.
Групповая форма работы создает условия для максимального проявления самостоятельности, формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, улучшает творческое мышление, учит уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
Таким образом, достигается главная цель педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Катя Мелкова в роли учителя
Яна и Кристина объясняют правила игры
«Мозговой штурм»
Конкурс для капитанов